Информационная справка о базовой площадке.
МБОУ лицей «РИТМ» находится в Индустриальном округе города Хабаровска, ул. Фурманова 1.
По распоряжению Министерства образования Хабаровского края №761 от 15.08.11г. за лицеем закреплен статус краевой базовой площадки по направлению «Развитие творческого потенциала учащихся лицея через внеурочную деятельность». Руководителем базовой площадки является директор лицея – Тамара Васильевна Бирюкова, Заслуженный учитель РФ.
В лицее обучается 713 учащихся, работает творческий коллектив. Опыт работы педагогического коллектива «Воспитательная система - одно из условий развития учащихся как субъектов культуры» внесён в краевую картотеку передового педагогического опыта. С 2008 года педагогический коллектив работает по Программе развития лицея «Достойное образование – шаг в будущее». Разработана и реализуется подпрограмма «Одаренные дети». В 2009 г. лицей – победитель Приоритетного национального проекта «Образование».
Актуальность модели образовательной системы лицея.
За последний период произошли существенные изменения в обществе, оказавшие влияние на все социальные системы в целом и образование в частности: модернизация образования, содержательное изменение социальных требований к образованию. Изменились материальные возможности и семейные ценности родителей, которые стремятся влиять на организацию и содержание образования своих детей. Меняются стратегический смысл и цель современного воспитания, которые заключаются в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно- нравственного становления, воспитания детей гражданами российского демократического общества, способными реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личностного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
Актуальность модели образовательной системы лицея по созданию оптимальных условий для развития творческого потенциала лицеистов через внеурочную деятельность
заключается в том, что данная модель отвечает современным запросам государства и общества: социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности, что выводит на первый план развитие творческого потенциала ребенка.
Исходя из этого, педагогический коллектив стремится к тому, чтобы все структурные элементы внеурочной и урочной деятельности оказывали максимально эффективное позитивное воздействие на процесс развития творческого потенциала лицеистов.
Творческий потенциал - это широта и разнообразие творческих возможностей личности, которые помогут становлению человека, обретению им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Развивать творческий потенциал человека – значит помочь ему стать самосовершенствующейся, творчески активной личностью, научить жизнетворчеству.
Теоретико-методологическую основу развития творческого потенциала составляют идеи:
развивающего обучения и образования;
воспитательных систем;
влияния среды на личностное развитие человека;
личностно-деятельностного подхода;
системы дополнительного образования как личностно-ориентированной развивающей среде; образовательной среды как комплекса условий организации жизнедеятельности и развития личности.
Уникальность образовательной системы лицея заключается в интеграции учебной и внеурочной деятельности, развитой системе дополнительного образования, приоритетным направлением которого является искусство. На протяжении многих лет образовательный процесс в лицее направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей и способностей. Система дополнительного образования призвана дополнить традиционную систему образования, дать возможность любому ребенку проявить свои способности в разных областях.
Образовательная система лицея – это:
1. базовое образование с лицейским компонентом углубленного и профильного изучения предметов естественно-математического цикла, обеспечивающие выполнение государственного образовательного стандарта, факультативные, элективные курсы, связанные с его профилем;
2. внеурочный, внеклассный блок – расширение образовательного пространства за счёт создания сети кружков, клубов, а также Научного общества учащихся с проведением Ассамблеи наук и искусств;
дополнительного образования: где учащиеся, родители имеют полную свободу в выборе отделений или отдельно взятого предмета по искусству;
3. внешкольное образовательное пространство школы подразумевает открытость школы современной социо - культурной среде и использование культурно-исторического потенциала г.Хабаровска и других городов.
Технология реализации образовательного процесса:
Системный, личностно-ориентированный, средовой, индивидуальный, культурологический, коммуникативный, ситуационный, деятельностный подходы.
Критическое мышление.
Портфолио.
Социально-культурные технологии.
Проектная и исследовательская деятельность.
Показатели достижения цели:
Увеличение числа форм дополнительного образования. (клубы, кружки, студии, секции и т.п.).
Положительная динамика формирования личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры.
Снижение % заболеваемости обучающихся.
Рост участия обучающихся в конкурсах разного уровня.
Принципы управления образовательной системой:
системность;
научность;
открытость;
эффективность;
мотивация;
ориентация на перспективу развития.
Сильные стороны образовательной системы:
- имидж лицея как учебного учреждения, дающего высокое качество знаний;
- высокая квалификация и творческий потенциал педагогов;
- творческий потенциал учащихся;
- хорошая репутация у родителей, есть опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс;
- сложившаяся система работы дополнительного образования, внеурочной деятельности и целенаправленная работа с одаренными детьми.
- устойчивость учащихся лицея к негативным влияниям среды (на протяжении многих лет лицей работает без правонарушений).
Цель деятельности БП: организация и сопровождение стажировки работников образования Хабаровского края
Задачи БП:
включение работников образования Хабаровского края (стажеров) в практическую деятельность стажерской площадки;
организация сопровождения индивидуальных практик стажеров;
ресурсное обеспечение образовательной деятельности стажеров;
предоставление дополнительных консалтинговых услуг;
формирование мотивации педагогического творчества и поиска как важнейшего условия работы в инновационном режиме СП.
Продуктом деятельности площадки является проектирование стажерами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения.
Диссеминация опыта через стажировочную практику (от 4 до 24 часов)
Темы:
1. Модель образовательной системы лицея по направлению: «Развитие творческого потенциала учащихся лицея через внеурочную деятельность».
2.Система дополнительного образования – одно из условий развития творческого потенциала учащихся».
3. Система работы с одарёнными детьми.
4. Консультации и консалтинговые услуги по направлению модели.
Формы предоставления опыта:
Лекции - презентации, мастер-классы с показом учебных занятий и видеозарисовок педагогических практик, встречи с учителями, педагогами дополнительного образования, администрацией лицея.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА |