Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Виртуальная площадка - 2017

 

В и р т у а л ь н а я    п л о щ а д к а - 2017

Служба медиации

в образовательной организации

Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Баева И.А

«Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека».

     

Аннотация к инновационному опыту МБОУ лицея «РИТМ» по организации работы «Службы школьной медиации»

          Проблема, над которой работает школьная служба медиации -формирование  конфликтологической компетентности школьного сообщества.

Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной из движущих сил его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований. Рост  общего  уровня  конфликтности  современного общества  определяет  направление  поисков  систем  работы  с участниками образовательного процесса. Одним из наиболее важных качеств современного человека является умение конструктивно строить отношения и уметь договариваться в сложных ситуациях.

Актуальностьданной проблемы обусловлена  современными требованиями   в плане улучшения межличностного  взаимодействия,  что  является  необходимой составляющей  успешности  педагогического  процесса.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников правильному  поведению  в  сложной ситуации  с  целью  предотвращения  острой  конфронтации.

Все взрослые хотят видеть своих детей успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотят, чтобы дети жили среди добрых и интересных людей, помогали друг другу, чтобы дети избежали войн и насилия, чтобы чувствовали себя в безопасности.Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам.Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей. Каковы же пути выхода из конфликтов?Это путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Эти условия создают школьные службы примирения. Такая служба создана в нашем лицее в 2015 -2016 учебном году.

Цель службы – способствовать развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого опыта как культурной традиции. Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. В службе примирения участникам конфликта предлагают сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта. Встреча проводится только при добровольном согласии участников.

Медиаторы службы примирения демонстрируют образцы восстановительной культуры при разрешении конфликтных ситуаций, при реагировании на правонарушения, через организацию дискуссий и коммуникации по значимым проблемам, в ходе «кругов сообществ» и школьных восстановительных конференций, презентаций своего взгляда на взаимодействие в школьном сообществе, школьников, педагогов, родителей.

Условия формирования  ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Ведущая идея заключается в совершенствовании воспитательной деятельности  школьников в процессе внеклассной работы для развития коммуникативных способностей школьного сообщества. В этот период дети делают первые шаги к взрослой жизни - учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания. Поэтому им необходимо уметь конструктивно  решать конфликты. Кроме проведения медиаций,  в которых в концентрированном виде реализуются новые образцы поведения в конфликтной ситуации,  нужна дополнительная работа по трансляции конструктивного взаимодействия в школьное сообщество: информирование, обучение коммуникативным навыкам.  Большое значение здесь имеют воспитательные эффекты, предупреждение повторения подобного конфликтного поведения в будущем. Порой положительные изменения в сознании подростка даже важнее, чем разрешение конкретного конфликта.

Оптимальность и эффективность средств.

Эффективными средствами воспитания коммуникативных способностей в процессе общения являются:

- тренинговая деятельность;

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ.

Побудить учащихся к активности, к самостоятельному «творчеству», а процесс медиации – это творческий процесс, к реализации скрытых возможностей каждого школьника,  позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: тренинги, круглые столы, конференции,    урок-сказка, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество куратора и творчество учащихся. Они дают возможность развивать уверенность в себе, причастность к важному и самостоятельному делу, отличному от учебной деятельности. Практика показывает, что такая деятельность  мотивирует детей. 

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения– научиться слушать, уметь понять, уметь поставить вопрос. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывают участники конфликта в момент столкновения интересов, служит обращение к духовным ценностям человека. Средством создания любой проблемной ситуации в образовательном процессе являются взаимоотношения между сторонами: ученик-ученик, учитель- ученик, учитель- родитель,родитель – администрация.

Интеграция обучающих занятий.

Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки  позволяют тренинги и субъективный опыт умения общаться, склонности, интересы,  духовные ценности   человека. Это инновационное форма   обучения  вызывает интерес к изучению медиации, развивает их  коммуникативные способности, необходимые навыки и умения,

Использование информационно - коммуникационных технологий, интернета позволяет расширить возможности обучения, участие в видеоконференциях дает практический опыт.

Результативность.

Медиация интегрированная в воспитательный процесс даёт положительный результат, который отразится на  численности школьников, состоящих на учёте в КДН, уменьшается поток обращений к административному решению конфликтных ситуаций.

Возможные формы распространения актуального и инновационного опыта:

Эффективной формой организации обучения является  сотрудничество,  взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, возможность более свободно выражать свои мысли .  

-практические занятия;

-тематические круглые столы;

-конференции;

- тренинги;

- информационный сайт лицея.


 

Документы, материалы (2016-2017)

Приказ о службе медиации

>>

Положение о службе медиации >>
ПРОГРАММА развития Службы школьной медиации МБОУ лицей "РИТМ" на 2016-2018 у.г. >>
Сценарий круглого стола "Семейные конференции" (2017 год) >>
"Кде и как зарождаются конфликты?". Медиативные методики "Семейные конференции" >>
ВИДЕОФИЛЬМ лицея "РИТМ" "Школьные конфликты. Интервью" >>
ВИДЕОФИЛЬМ "Как влияют на детей отношения между родителями" >>
Инструменты и способы оценки эффективности деятельности службы школьной медиации >>
Правила бесконфликтного общения (Фрагмент урока внеурочной деятельности) >>
СИНЕМА-ТЕХНОЛОГИИ. «УРОКИ ДОБРА» >>
Техника «семейная конференция» >>
ОТЧЕТ о работе школьной службы медиации >>
Функциональные обязаности руководителя и членов Школьной Службы Примирения >>
Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации" >>
Школьная медиация (презентация) >>

 

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Служба школьной медиации является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, учащихся

 

Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

 

Задачами деятельности службы школьной медиации являются:

1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов. 

 


Программа городского семинара (01.03.2017)  
ОТЗЫВ слушателей о семинаре  

Родительское собрание  «Где и как зарождаются конфликты? »

Медиативные методики «Семейные конференции»

Цели:

1. Осознание негативных последствий агрессий, проявление эмоциональных реакций.

2. Поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Познакомить родителей с понятием агрессия и как следствие конфликт. Изучить его влияние на микроклимат в лицее.

2. Выявить особенности поведения конфликтной личности, существующих способов разрешения конфликтов. Провести в своих классах, в сообществе равных, информационно-разъяснительные встречи с обсуждением причин зарожденияконфликтов и трансляции их на детей.

Рост общего уровня конфликтности современного общества определяет направление поисков систем работы с участниками разнообразных школьных конфликтов и подготовки учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации. Проблема формирования конфликтологической компетентности приобретает актуальность в плане улучшения межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности педагогического процесса. «Школьная служба примирения (медиации) ставит своей задачей подготовку учеников к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников, помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения. Создание службы школьной медиации предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. В работе служб задействуются все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя. Это одно из важнейших направлений работы. 

Создание служб школьной медиации в образовательных учреждениях и процесс обучение будущих медиаторов (взрослых и детей) предполагает, не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Чрезвычайно важную роль при этом играет трансляция ценностных представлений и концепций, которые образуют фундамент для формирования культуры коммуникации и безопасности образовательной среды. Участие подростков в деятельности Службы школьной медиации создает условия для реализации их социальных, лидерских потребностей и содействует успешной социализации. В последние 15 лет сформировалась и развивается Российская модель служб примирения в образовательных организациях. Школа – это зеркальное отражение нашего общества. Это место, где подросток проводит большую часть своего времени. Где он получает не только знания, но и учится делать выбор между хорошим и плохим. Здесь формируется характер, что влияет на жизненную стратегию человека. В школе, где собраны дети из разных социальных слоёв общества, разных стилей воспитания иногда между детьми возникают противоречия. Само по себе это не плохо, если есть способы конструктивного решения конфликтов. Инновационной формой разрешения конфликтов и является медиация. В последние 15 лет сформировалась и развивается Российская модель служб примирения в образовательных организациях. В 2015 году к Всероссийскому движению служб примирения активно присоединился весь Хабаровский край. На сегодняшний день в Хабаровске насчитывается 139 специалистов в этой области. Постепенно, на протяжении этих двух лет, происходит формирование служб медиации в наших школах. Каждый из нас по-разному осваивается в этом процессе. 


    

    

    

      

   

    

Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"

 

   Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

         Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, то есть он является невидимой частью нашей жизни. Конфликт влияет на формирование нашего характера и мировоззрения, является ресурсом для нашего развития при  условии его конструктивного решения, взаимоотношений  между людьми.  В ежедневной жизни слово «конфликт» используется относительно достаточно широкого круга явлений от вооруженных столкновений и противостояния разных социальных групп, до бытовых недоразумений.  Мы называем конфликтом семейную ссору, дискуссию в парламенте, столкновения внутренних мотиваций человека и борьбу его собственных желаний, чувства ответственности и многое  другое. Несмотря на то, что большинство людей считают конфликт чисто отрицательным явлением, на самом деле он может сделать нас мудрее и сильнее, воспитывает  нашу волю и помогает понимать свои новые способности, сближает  нас с людьми, которые нас окружают. С другой стороны, на эмоциональном уровне в результате конфликтов у человека возникает чувство гнева и раздражения, под влиянием которых могут возникнуть депрессии. В процессе конфликта человек полагается на собственный эгоизм, не обращая внимания на чувства и мысли своего оппонента, но со временем изматывается и стремится как можно быстрее разрешить этот конфликт.

         Люди отстаивают свои интересы разными способами.

На сегодняшний день существует три общеизвестных способа решения конфликтов:

1.     Применение силы – использование подхода с позиции силы обозначает принуждение сторон к действиям, которые вы хотите от них получить.

2.     Подход с позиции права – обращение к закону или административным процедурам.

3.     Обсуждение интересов – возможность сфокусироваться на проблеме с учетом скрытых нужд сторон.

 

Действительно ли использование этих трех методов является эффективным для обеих сторон конфликта? Во время конфликта каждый хочет удовлетворить свои интересы и стать победителем, несмотря на интересы другого. На самом деле ситуация выигранная одним  из участников конфликта часто является иллюзией особенно, когда происходят  межличностные конфликты. Ведь люди и дальше продолжают общаться тем или иным способом, а какое может быть дальше общение, если один из участников чувствует себя обиженным. Значит, при дальнейшем рассмотрении этого вопроса очевидным становится потребность разрешение  конфликта так, чтобы максимально удовлетворить обе стороны, что абсолютно невозможно, используя подход с позиции силы или с позиции закона – оба подхода предвидят преимущества, которые, все равно имеют разные толкования в каждом из этих подходов. Таким образом, с точки зрения «обновления отношений» между участниками конфликта, наилучшим есть разрешение ситуации  по  принципу «выигрыш-выигрыш», который достигается только благодаря учету интересов обоих сторон.

Часто конфликт оказывается нерешенным из-за того, что стороны высказывают только свои позиции и активно их защищают. Для примера можно привести такую историю: две сестры, находясь в своей комнате,  спорят  из-за того, поднять занавески или опустить их. Одна встает и опускает их, другая встает и поднимает их. Складывается впечатление, что конфликт решить невозможно. Каким может быть продолжение этой истории? Заметно, что сестры стоят на своих позициях и не говорят про интересы.  Но, если принять это во внимание, то ситуацию можно решить, например, таким способом. Заходит брат и спрашивает, что здесь происходит? Одна сестра говорит, что очень яркий солнечный свет мешает ей заснуть. А другая сестра говорит, что пытается читать книгу, чтобы подготовить домашнее задание, и ей нужен свет. Услышав это, брат включает лампу около  кровати одной из сестер, и  опускает занавески. Обе девочки остались довольны.

Часто случается так, что люди не могут понять интересы друг друга без помощи третьей независимой стороны. Участие в решение конфликта такой независимой стороны используется в альтернативном методе – медиации. Медиация – это добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает сторонам найти взаимоприемлемый вариант решения  конфликтной  ситуации. Особенной чертой медиации является  то, что стороны сообща берут на себя ответственность за принятие решения и его выполнение. Во время проведения процедуры медиации все стороны должны помнить про правила и обязанности, которых необходимо придерживаться –  это основной принцип медиации:

·        Добровольность – каждая из сторон добровольно принимает решение об участии в переговорах, понимая, что решение конфликта может быть достигнуто только путем совместной работы; каждая сторона имеет  возможность добровольного прекращения процесса на любом этапе.

·        Распределяя ответственности,  стороны несут ответственность за принятые решения и их выполнения, медиатор – за соблюдением правил и принципов процедуры.

·        Нейтральность, беспристрастность – во время процесса медиатор не занимает позиций ни  одной из сторон, не оценивает их, а в равной степени помогает обеим сторонам. Медиатор – является нейтральным по отношения к конфликту (не вступает  в пререкания) и, в то же время,  искренне пытается помочь  сторонам найти наилучшее для обоих сторон решение.

·        Конфиденциальность – все, что происходит на медиации не распространяется ни медиатором, ни сторонами. За исключением ситуаций, когда стороны планируют нанесение неприятности себе или кому-то.

Решая конфликт с помощью медиации стороны должны настраиваться на совместную работу, это является  главной задачей медиатора  - специально подготовленного посредника решения конфликтов, который бы поддерживал обе стороны и помогал им найти  взаимоприемлемое решение. Важно отметить то, что медиатор не имеет право решать конфликт за участников – на то он и медиатор. Его основные задачи:

·        помочь, чтобы каждый участник высказал свое видение ситуации;

·        проследить, чтобы все участники услышали версию противоположной стороны;

·        отметить, обобщить  и …  вопрос, благодаря которому будут вестись переговоры;

·        отметить  общие позиции и интересы сторон.

Медиатор не решает,  какая сторона права, а какая виновата, он не отслеживает поведение сторон в прошлом, а предлагает найти решение, принимая во внимание интересы сторон и их планы на будущее.  За короткое время медиатор должен настроить стороны на совместную работу, завоевать доверие и уважение с обеих сторон. Чтобы достичь успеха, он с самого начала должен приложить максимум усилий для прекращения вражды между сторонами.

Процесс медиации теоретически легкий, но на практике является сложным. Сначала медиатор должен познакомить стороны с процессом медиации, его принципами и правилами. Потом каждая их сторон описывает свое вид.ение ситуации, которая сложилась. Из сказанного медиатор составляет  список вопросов, которые потребуют разъяснения. Стороны  с помощью медиатора находят возможные варианты решения конфликтов, в конце процесса стороны обговаривают варианты решения конфликта, выбирают наиболее приемлемый и заключают договор.

 

 


 

2015-2016 год

Круглый стол  

«Психолого-педагогическое сопровождение и мониторинг психологической безопасности и комфортности среды образовательного учреждения»

 

Дата проведения:25 октября 2015 года

Время проведения: 13.00-14.00

Место  проведения: кабинет 211 

 

Руководители семинара:

          Хатункина Ольга Ивановна – зам.директора по обеспечению безопасности лицея

 

Участники семинара:

Педагог-психолог – Марина Викторовна Гаврилова

Инспектор ПДН УВД № 2 – Ольга НиколаевнаКусова

Классные руководители 5-11 классов

Цель семинара:

Поиск и обоснованиеусловий обеспечения  психологической безопасности участников образовательного процесса лицея

 

Задачи:

- обмен мнениями по актуальным вопросам обеспечения психологической безопасности и комфортности обучающихся в среде образовательного учреждения;

 

- презентация  психологической безопасности, создание  здоровьесберегающей, психологически комфортной среды,  обеспечивающей становление безопасной  и творческой личности;

 

- проблематизациякритериев и показателей качества психолого-педагогической поддержки и социального  сопровождения  субъектов образовательного   процесса в лицее.

Программа круглого стола   

  

 

  

 

 

Besucherzahler meet and marry russian women
счетчик посещений
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"