Школа радостного чтения

 

  
   Школа радостного чтения                                     
 

  Программа по привлечению детей младшего

школьного возраста к чтению

 

 Автор и реализатор программы:

зав.библиотекой МОУ лицея «Ритм» Г. Ю. Сирант  

 

 

 

  

 

 

 

 

   

 

 

 

  

  

 

 

 

   

 

 

 

  

 

  

 

 

  Обобщение опыта работы

зав. библиотекой МОУ лицея «РИТМ» Г.Ю. Сирант.

 

Работа в «Школе...» началась с чтения вслух, так как именно чтение вслух позволяет раскрыть детям идейное, эмоциональное и художественное своеобразие книги. И именно эта форма работы, объединяя слушателей общими переживаниями, создает благоприятные условия для формирования читательского мнения, стимулирует воображение, вырабатывает мотивацию поступков. Ребятам для чтения вслух была предложена книга И. Пивоваровой «Однажды Таня с Манечкой». Веселые, занимательные истории из жизни двух сестер, озорных и любознательных. О том, как в общении с людьми они становятся добрее и ответственнее, начинают понимать беды и радости других. Вопросы, задаваемые детям после чтения, были связаны с эмоциональным восприятием: веселая или грустная книга? Где хотелось смеяться, а где было грустно? Что понравилось? Для того, чтобы помочь детям воспроизвести возникшие у них при чтении образы, я предложила им рассказать, какие бы картинки они нарисовали к прочитанному эпизоду или отрывку. Словесный рисунок заставляет искать и находить слово, способствует развитию образного мышления и позволяет ярче воспринимать художественный образ.

 

Сказки - это любимый детьми жанр, поэтому занятия по сказкам проходили легко и интересно. Для чтения были предложены произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей", А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», Ю. Олеши «Три толстяка». Это сказки любимы и читаемы детьми. Их увлекает сюжет, полный приключений и волшебства. Но следя за сюжетом, дети нередко не замечают душевных качеств героев, их самоотверженности, взаимовыручки, доброты. По этим книгам были проведены литературно-интеллектуальные игры- викторины. Это одна из самых интересных форм работы в детской аудитории. Литературные викторины развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя, активизируют познавательный интерес, несут в себе элемент праздничности, необычности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Вопросы и задания игр-викторин помогают понять, как ребенок прочитал ту или иную книгу, что из нее особенно запомнил: подробности сюжета, имена героев, яркие отрывки. В ходе каждого занятия дети получили информацию о самом писателе, обсудили описанные в сказке основные события. Мой рассказ сопровождался показом слайдов, так как учащиеся младших классов нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Так по книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» была показана презентация, где дети познакомились с историй ее создания сказки, узнали, кто иллюстрировал ее. Ребята с удовольствием рассматривали иллюстрации, вспоминали фрагменты из книг. Показ сопровождался песенкой Элли из одноименного мультфильма. В процессе занятия по книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» ребятам было предложена виртуальная книжная выставка, которая познакомила их с многообразием рассказов и поветей писателя. Яркая, красочная, сопровождавшаяся песенкой Знайки из одноименного мультфильма, выставка была прекрасным дополнением к проводимому мероприятию.

 

К 205-летию со дня рождения Г. X Андерсена был проведен литературный час, который включал в себя рассказ о творчестве великого сказочника, знакомство с художником А. Кокориным, иллюстрировавшим сказки Андерсена, игру-викторину, где, поделившись на команды, ребята соревновались в отгадывании кроссвордов, подборе эпитетов к предложенным героям сказок, в редактировании отрывков, в сочинении своих сказок. Такая коллективная творческая деятельность помогает воспитывать у детей чувство ответственности, чувство товарищества, способствует развитию организаторских навыков. Особенный интерес у ребят вызвал рассказ о том, как художник А. Кокорин работал над иллюстрациями сказок. Ведь многие думали, что нарисовать иллюстрации не такое уж хитрое дело. Взял карандаш, перо, кисточку, бумагу и краски - и готово. Нет, конечно, все не так просто. За каждой иллюстрацией, за каждым рисунком кроется упорный и долгий труд художника. Рассказ сопровождался чтением отрывков из книги А. Кокорина «Как я рисовал Андерсена»

 

Пути приобщения детей к поэзии различны, а цель одна - духовное обогащение личности. Поэзия будит воображение, развивает чувство красоты, эмоциональное отношение к окружающему, учит эстетически точному его восприятию. Емкость слова, ритм, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заражать, одухотворять и возвышать. На занятии в нашей «Школе...» прошел час поэзии, посвященный творчеству поэтессы Юнны Мориц. Ее стихи музыкальны, жизнерадостны, ее поэзия насыщена неиссякаемым чувством юмора, фантазией, В начале мероприятия детьми была исполнена песенка «Ежик резиновый» на стихи Ю. Мориц. Это способствовало усилению эмоционального настроя собравшихся. Затем я предложила ребятам совершить путешествие по сборнику стихов Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании».

 

 При чтении стихотворений я обращала внимание ребят на звучание слов, на таком приеме, как повторы, на звуковом и ритмическом рисунке стиха. Чтение стихов Ю. Мориц развивает у ребят ассоциативное мышление. Так стихотворение «Веселая лягушка», пример необыкновенной выдумки, игры. Поэтесса создает поразительное зрелище, где героиня - обыкновенная лягушка. Чтобы выяснить, какие ассоциации вызвали у детей слова, используемые Ю. Мориц в стихотворении, я предложила ребятам сразу после прочтения сделать рисунки. К мероприятию была оформлена книжная выставка, где были представлены иллюстрации стихотворений Ю. Мориц. Музыкальное оформлении было представлено песенками на стихи Ю. Мориц из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании»

 

В необычной форме - урок-размышление «Что может нести красота людям?» - прошло занятие по сказке писателя О. Уайльда «Мальчик-звезда». И хотя сказка была написана в конце XIX века, она содержит вполне современные мысли и заставляет детей задуматься о том, что красота может нести миру, что такое истинная красота человека, что человек должен отвечать за свои поступки. Ее пафос - делай добро людям, даже в ущерб себе, и ты будешь прекрасен, и люди воздадут тебе должное. Осознать, конкретизировать и почувствовать этот закон жизни помогли вопросы, на которые отвечали дети.

 

Круг чтения детей должен быть самым разнообразным: это не только художественная литература, но и книги познавательного характера. Поэтому для знакомства с такими произведениями была выбрана книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Книга написана доступным детям языком, содержит много интересных фактов, воспитывает интерес к истории нашей страны. Занятие началось со знакомства жизненного пути А. Суворова, затем я обратилась к страницам книги. Чтение рассказов сопровождалось показом слайдов. Вниманию ребят была представлена карта Швейцарского похода А. Суворова, современные пейзажи Альпийских гор и памятник русским солдатам в горах, а также экспонаты Музея Суворова, который находится в Санкт-Петербурге. Особый интерес у ребят вызвали фотографии пушек, боевых наград, личного оружия полководца. Кроме того, на занятии звучали отрывки из поэмы К. Симонова «А. В. Суворов»

 

 

 

  

   

   

   

   

Besucherzahler meet and marry russian women
счетчик посещений
Дата последнего обновления страницы 28.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»